Бакинские дороги все еще являются ахиллесовой пятой автомобилистов. Обещанное дорожное спокойствие после сдачи некоторых путепроводов все еще является предметом их мечтаний, новые мосты не решают транспортную проблему столицы. Минтранспорта Азербайджана подготовило новый проект – Дополнительный план мероприятий, рассчитанный на 2008-2011 годы. О предстоящих переменах в этой сфере мы непосредственно поговорили с главой пресс-службы Минтранспорта Намигом Гасановым.
- Намиг муаллим, дорожные заторы стали «притчей во языцех» наших автомобилистов. Когда с пробками, наконец, будет покончено?
- Связано это с тем, что из 773 тысяч транспортных средств большая часть сосредоточена в столице. Но мы не сидим без дела, лишь только в 2007 году в наше распоряжение было передано около 4 тысяч км улиц и проспектов. Сегодня мы применяем совершенно новую технологию укладки асфальта на бакинских дорогах. Под «черным» слоем асфальта мы проводим бетонную кладку. Такие дороги прослужат добрые десятки лет, эта технология асфальтирования применялась при расширении магистрали пр. Нобеля – поселок Зых.
- Каков срок эксплуатации дорог, асфальтированных «старым» методом?
- Сравнительно недолог. От силы они прослужат 3-4 года. И то с натяжкой. Большой ущерб «хрупкому» бакинскому асфальту наносят грузовой транспорт и частые перемены погоды. Отмечу, что качество дорожного покрытия напрямую зависит от выделяемых средств. У нас на строительство одного километра пути выделяют $1 млн., тот же участок в США строится за $17 млн. Улавливаете разницу?
- Разговоры о том, что введут «вето» на проезд в пределах города грузового транспорта, уже идут который год. Когда это произойдет?
- Сразу, как только сдадим в эксплуатацию кольцевую дорогу. Это произойдет в начале будущего года. Действительно, «грузовики» коверкают асфальт, приводя в негодность совершенно новое покрытие. Предположительно, по новопостроенным дорогам можно перевозить около 30 тонн груза, но сегодня по ним проезжают свыше 60 тонн груза. Единственный метод борьбы с таким безобразием сегодня – это установление на дорогах специальных весов - тахометров. Такие устройства мы уже установили в восьми направлениях, на въездах в столицу.
- Какие улицы и проспекты пользуются наибольшей популярностью среди городских водителей?
- Самый напряженный график движения в часы пик наблюдается на проспектах Гейдара Алиева, Тбилисском, Нефтяников. Отмечу, на некоторых магистралях, улицах и проспектах пропускная способность задействована на все 100%. Это говорит о большом количестве автосредств. К примеру, ежедневно вышеуказанные проспекты пропускают свыше 50 тысяч автоединиц.
- Когда ожидается сдача в эксплуатацию остальных мостов?
- В этом году мы их обязательно введем в эксплуатацию.
- Можете назвать конкретные сроки?
- Осенью. Именно в это время намерены сдать дорожные развязки рядом со станцией метро «Мешади Азизбеков», на проспекте имени Гейдара Алиева. Возможно, по мосту, что расположен недалеко от станции метро «Халглар Достлугу», первый кортеж автомобилей пройдет чуть раньше. А пока здесь ведутся отделочные работы.
- Сегодня по всему городу идут реконструкционные «дорожные» работы…
- Мы не только ремонтируем, также прокладываем новые дороги. К примеру, скоро заработают новые магистрали: Мардаканский круг – Бильгя – Нардаран – Пиршага – Новхана – Сумгайыт – поселок имени З.Тагиева, Сураханский круг – Раманы - Забрат - Мехтиабад – Бинагади – Биляджар – Логбатан.
- Что представляет собой ваш план мероприятий?
- Согласно подготовленному нами проекту, в столице ожидается сооружение новых значимых транспортных объектов. Будут построены подземные туннели на пересечении пр. Азадлыг и ул. Джафара Хендан, пр. Гейдара Алиева и ул. Ага Нейматулла, Тбилисского пр. и ул. Гасана Алиева. Также в Баку намечается строительство новых путепроводов. К примеру, дорожную развязку построят на ул. Рашида Бейбутова и Тбилисского пр. Проект решит транспортную проблему на ул. Бакиханова. Будут построены путепроводы на пересечении ул. Али Мустафаева и Абдулбахар Саламзаде с пр. Зии Буниятова, соединяющий пр. Зии Буниятова и ул. Ахмеда Раджабли, пр. Зии Буниятова и ул. Музаффара Нариманова, 7-километровый 6-полосный путепровод, соединяющий пр. Бабека и поселок Гарачухур и многое другое.
- Скажите, сегодня столица нуждается в строительстве столь большого количества новых путепроводов?
- Баку – это будущий мегаполис. Более половины автопарка республики сосредоточено в столице. В связи с таким положением дел, напрашивается единственный вывод - для полного упорядочения транспортной системы Баку потребуется не один десяток лет. А строительство мостов и подземных переходов продолжится до 2030 года. В Баку ожидается строительство 40-50 путепроводов.
- Когда же, наконец, заработает «долгожданная» система управления транспортом столицы?
- Относительно этого проекта сегодня ведутся активные переговоры. К примеру, сейчас мы сотрудничаем со специалистами из Кореи. Постепенно эта система будет внедряться в жизнь общественного транспорта. В полную же мощь она заработает в 2009 году.