Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-03-26 11:00


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-03-26 11:00

Ростропович как европейская тенденция
2008-03-26 09:55 agency@trendaz.com (Trend)

27 марта Мстиславу Ростроповичу исполнился бы 81 год. В прошлом году в Баку был проведен музыкальный фестиваль памяти Маэстро. Чуть позднее фестиваль памяти Ростроповича в немецком Кронберге собрал лучших виолончелистов со всего мира. Есть с чем сравнивать и о чем задуматься. 3-тысячный Кронберг что вблизи Франкфурта город в музыкальном мире известный. Здесь находится известная частная Kronberg Akademy, которая организует в режиме биеннале два очень престижных фестиваля – один камерной музыки, второй – виолончельный. Маэстро здесь сам часто выступал на фестивале, давал мастер-классы, в Кронберге находятся штаб- квартиры созданных Ростроповичем Всемирного союза виолончелистов и носящего его имя Виолончельного фонда. Словом, Ростроповича объединяет с Кронбергом многое. Но не больше, чем Баку. Тем не менее. В дни фестиваля памяти под названием In remembrance – celebrating Slava весь город стал частью фестиваля чествования одного из самых харизматичных личностей нашего времени. Кронберг превратился в один большой памятник Славе (так во всей Европе называли Мстислава Ростроповича). Его портреты развешаны были на всех стенах домов, на центральных улицах средневекового городка установлены мониторы, на которых и во время фестиваля и несколько недель после него можно было смотреть видеозаписи с выступлениями Славы и его учеников. В центральном парке был установлен памятник Ростроповичу работы скульптора Анны – Франциски Шварцбах. Однажды сказанные Ростроповичем слова « Кронберг – музыкальная столица мира» благодарные и предприимчивые горожане увековечили на отдельном постаменте. Фестиваль представлял собой не только музыкальные концерты в залах Кронберга, но и демонстрацию фильмов о творчестве Маэстро как музыканта, общественного деятеля, педагога, а также конкурсы художников, скульпторов, картин, демонстрация коллекций известных европейских фирм, создающих эксклюзивные музыкальные инструменты. А также вечера воспоминаний, мастер-классы учеников и сподвижников Маэстро. Об участниках фестиваля в Кронберге можно сказать одним словом – весь Олимп. За исключением Ио-Ио-Ма, который никак не мог вырваться из-за расписанного по минутам турне по Америке. Для всех участников этого замечательного события выступить в Кронберге означало не только выражение преклонения великому музыканту и человеку. Но и было выражением солидарности идеям Ростроповича о важности включения национальных музыкальных школ в развитие мирового музыкального процесса. Глобализации, но творческой, музыкально- художественной альтернативе, при которой все участники мирового процесса наоборот отстаивают свою индивидуальность, персональную и ментальную. Отстаивают талантливыми и яркими произведениями. Участвовали не только ученики и последователи Ростроповича, но и представители тех музыкальных школ, которые полемизировали и даже конфликтовали с Маэстро, например, венгерской. Два замечательных музыканта Ростропович и Янош Штаркер долго полемизировали друг с другом, в итоге победа была за Ростроповичем, и Янош Штаркер в знак признания играл солистом в огромном всемирном оркестре виолончелистов под управлением Ростроповича. Выступление представителя венгерской школы Миклоша Переньи стало одной из вершин фестиваля – самоуглубленная, медитативная игра покорила слушателей. В каждом концерте исполнялось минимум одно произведение, посвященное памяти Ростроповича, либо им заказанное. Таких набралось 27- пятая часть из общего списка подобных посвящений – заказов. По окончании фестиваля в Кронберге – он сейчас изучается музыковедами всего мира как один из ориентиров развития мировой музыкальной мысли, как одно из программных выступлений мировой культурной элиты – вышел DVD с записями мастер- классов и выступлений Ростроповича и его интервью. А также записи всех концертов в Кронберге и проведенного здесь вечера воспоминаний, на котором о наставнике и друге рассказывали Давид Герингас и Миша Майский, Наталья Гутман и Гия Канчели, Родион Щедрин и Кшиштоф Пендерецкий. Звезды музыкального мира были участниками фестиваля либо как исполнители, либо как авторы. В честь Маэстро прозвучали три мировые премьеры - Agnus Dei из знаменитого « Польского реквиема» К. Пендерецкого в переложении для оркестра для виолончелей, щедринский « На посошок» для шести виолончелей и блокфлейты, а также Silent Prayer Гии Канчели. Кронберг продемонстрировал громадную отзывчивость мирового музыкального мира на имя и идеи Ростроповича. Кронберг надо изучать и многое перенять для обогащения концепции бакинского международного фестиваля памяти Ростроповича, который будет проводиться регулярно. И он состоится как событие европейского значения, если весь Баку станет на время его проведения памятником своему выдающемуся сыну. Подобный подход к созданию программы, назовем ее условно «Баку о своем Славе», не только дань уважения и любви гению, но и подтверждение готовности Баку к проведению международных музыкальных проектов, отличающихся масштабностью и концептуальной продуманностью.


В избранное