храме
Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь, передает корреспондент РИА Новости.
Все
свечи и светильники в храме были заблаговременно потушены. Огонь возгорелся по
молитвам о ниспослании чуда патриарха Иерусалимского Феофила и тысяч
паломников, заполнивших в этот день храм Гроба Господня, площадь перед ним и
прилегающие улицы.
Святой
огонь появился в Кувуклии - часовне внутри храма, над каменным ложем, на
котором покоилось в Великую субботу погребенное Тело Христа.
Патриарх
Феофил находился в Кувуклии один, без каких-либо средств для искусственного
получения огня.
Как
только ожидаемое ежегодно в канун Пасхи чудо произошло, патриарх Иерусалимский
тут же передал Благодатный огонь столпившимся у Кувуклии верующим. В их числе и
делегация Фонда Андрея Первозванного, которая доставит Святой огонь спецрейсом
из Иерусалима в Москву, в храм Христа Спасителя - к ночному пасхальному
богослужению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Схождение
Благодатного огня остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное,
божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь
появляется в Кувуклии только по молитве православного патриарха.
Церемония
получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из
целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали
турецкие стражники, теперь - полиция.
Старшины
православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга и скандируя
"нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог", просят
Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет
и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
Внутри
храма также проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского
духовенства. Их традиционно сопровождают каввасы (стражники в турецкой форме,
которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий). По
мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат о каменные плиты храма
специальными посохами, которые имеют право пустить в ход для наведения порядка
в толпе. Их размеренные действия, наряду с шумным поведением православных
арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.
В
полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню,
который завершается перед входом в Кувуклию. В пещеру вносят большую лампаду, в
которой должен возгореться огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни
Спасителя).
Иерусалимский
Патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике -
чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще,
при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают - и
наступает напряженная тишина в ожидании чуда схождения Благодатного огня.
Считается,
что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего
человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.
Как
правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время
в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие связки
праздничных свечей), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят
Господа даровать Благодатный огонь.
Некоторое
время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы
стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб
Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре
в Кувуклии возгорается Благодатный огонь - и патриарх Иерусалимский передает
его собравшимся в храме.
Верующие,
стоящие в первых рядах, зажигают от него свои свечи - и огонь молниеносно
передается от одного человека другому. Нередко в эти минуты лампады и свечи в
руках молящихся загораются сами собой.
Большинство
держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, так что
вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория - и
многие умываются Благодатным огнем.
Примечательно, что первое время
огонь этот обладает удивительным свойством - он совершенно не обжигает.