Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-02-19 11:00


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-02-19 11:00

Косово в проекте и на самом деле
2008-02-19 10:50 agency@trendaz.com (Trend)

Алан Касаев, руководитель Редакции стран СНГ и Балтии РИА Новости Итак, сербская провинция Косово объявила о своей независимости. Теперь мировая политическая аудитория ждет, кто и когда эту самую независимость признает. Но и этого еще будет не вполне достаточно для того, чтобы считать край полноправным и полностью легитимным государством - участником всемирного «клуба». Необходимо, чтобы Косово стало членом Организации Объединенных наций. А в этом вопросе имеются определенные сложности. Согласно статье 4 Устава ООН, прием в члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Здесь вроде бы все прозрачно и вполне разрешимо (неважно, как свои обязательства Косово будет выполнять в реальности, важно, кто будет этому выполнению давать оценки), но следующий пункт статьи 4 гласит: «2. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности». Следовательно, СБ, в котором действует право вето, является ключевым органом при решении вопроса о членстве какого бы то ни было государства в ООН. Обойти СБ в данном случае не может и высший орган ООН – Генеральная Ассамблея, поскольку она вправе принимать решения простым большинством голосов, но только такие, по которым не существует спорной ситуации в Совете Безопасности. Такие условия накладывает статья 12 Устава ООН. А противоречия (или «споры», как в Уставе) по поводу Косова есть, и они таковы, что вряд ли их внутри СБ удастся преодолеть. Россия вполне безболезненно для себя может наложить вето на любое решение по косовской проблематике, которое Российскую Федерацию не устроит. Примерно такова же, хотя и публично в гораздо более спокойной, нежели российская, позиция другого обладателя права вето в Совете безопасности - Китая. Обойти в вопросе с признанием Косова Пекин вряд ли удастся, поскольку уже более 60 лет стоит вопрос о международном признании Тайваня, и уж здесь китайские власти не готовы ни к какому компромиссу, а, следовательно, не заинтересованы в создании какого-либо прецедента. Невозможно, скорее всего, и решение на уровне Европейского союза. Поскольку признать Косово с нарушением принципа консенсуса ЕС, несмотря на отсутствие европейской конституции, вряд ли решится, а как минимум два члена Евросоюза выступают против (Испания и Кипр). Усилия апологетов легитимации косовского государства будут направлены на формирование неструктурированного пула государств-симпатизантов. То есть будут, в старой большевистской традиции, пытаться давить числом, а не умением, брать количеством в ущерб качеству. В данном случае попытка чревата самыми непредсказуемыми последствиями в будущем, поскольку целый ряд стран, стремящихся войти в ЕС, никак не могут без ущерба для собственных жизненных интересов согласиться с «большинством». К числу таких относятся такие немаловажные для Европы территории как Грузия, Армения и Азербайджан – потенциальные кандидаты в ЕС и одновременно – реальные члены Совета Европы, ПАСЕ, ОБСЕ и других квазиевропейских объединений (куда, кстати, Косово тоже вынуждено будет пытаться войти для формальной, но одновременно и обязательной в любом случае для европейской страны легитимации). Что же произойдет, если Косово признают США, «евровосьмерка» и еще около ста членов международного сообщества из других регионов мира? Получится очень странное с точки зрения ныне действующей системы международного права государство. Оно не будет членом ООН. Оно не будет подконтрольно европейской системе безопасности, пока еще опирающейся на ОБСЕ. Оно не будет подпадать под юрисдикцию Совета Европы и его юридических структур в виде Суда по правам человека. Оно будет вне зоны контроля со стороны пресловутого БДИПЧ. То есть признание со стороны целого ряда государств не позволит Косову преодолеть барьеры на пути его реального международного признания, не введет Косово в рамки международного права, при этом одновременно то же самое Косово останется зоной, свободной от любых серьезных международных обязательств. Будут ли там действовать демократические институты, будут ли там проводиться свободные и равные выборы, будут ли, в конце концов, соблюдаться элементарные права человека? Все это останется для европейского и всего мирового сообщества неизвестным. Столь же неизвестно как функционирующими будут и те институции, которые входят в качестве стандартного набора в число основных функций любой уважаемой и уважающей себя страны. К примеру, функции обороны и безопасности недогосударства косоваров также ведь останутся вне зоны легитимного международного контроля. Равно как и функции таможни - немаловажного инструмента для недопущения превращения его в европейскую «черную дыру» для ворованных автомобилей и прочих ценных вещей. Сегодня страны - члены пока еще неформального клуба друзей Косова на эти и подобные вопросы стараются не отвечать, и даже делают вид, что и вопросов таких нет. Неужели мы дожили до того поистине исторического момента, когда традиционно российские ценности в виде знаменитого «русского авось» восприняты Западом на вооружение в качестве руководства к действию? Сейчас вся энергия косовских союзников направлена на то, чтобы разбить в пух и прах российские (и не только) аргументы о том, что косовское признание есть прецедент для Абхазии и Южной Осетии. Москву усиленно стращают, не стоит, мол, признавать никого больше, а Косово – уникальный случай, а вовсе не прецедент. С таким подходом можно было бы и согласиться, будь он всеобъемлем и честен. Действительно, косовский случай уникален и беспрецедентен. Но столь же уникален и случай с Абхазией, мало похож на него и случай с Южной Осетией. Куда-то выпадает из мифического общего ряда случай с Нагорным Карабахом. Совершенно на них непохож и приднестровский казус. Чего уж вспоминать полную уникальность восточнотиморскую или более раннюю эритрейскую? Да, прав был классик: все непризнанные государства непризнанны по-своему. Зато все признанные – признанны одинаково. В соответствии с Уставом Организации Объединенных наций. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend News


В избранное