Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2009-02-20 07:30


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2009-02-20 07:30

РФ выступает за сохранение права вето при реформе СБ ООН
2009-02-20 07:16

Россия выступает за сохранение нынешнего статуса пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, включая право вето, и против жестких ограничений сроков переговоров о реформе Совбеза, заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, выступая на неофициальном пленарном заседании Генеральной ассамблеи, давшем старт переговорам о реформировании Совета безопасности.

Сейчас в СБ ООН входят 15 государств. Пять из них - Россия, Китай, США, Великобритания и Франция - являются постоянными членами, имеющими право вето. Еще 10 членов СБ избирает на два года Генассамблея. В сентябре прошлого года члены ООН договорились о начале межправительственных переговоров по реформированию Совбеза, сообщает РИА Новости.

"Будем реалистами - при любом варианте расширения СБ без изменений должен остаться нынешний статус его постоянных членов, включая институт вето", - сказал Чуркин.

Он также назвал "нелогичным" тот факт, что вопрос о праве вето постоянных членов был включен вторым пунктом плана работы Генассамблеи по вопросу о реформе Совбеза.

Российский постпред выразил сожаление, что делегациям в ООН так и не удалось согласовать "общую платформу, которая могла бы лечь в основу переговоров" из-за чего странам приходится начинать их, "имея в своем багаже серьезные противоречия как по их процедуре, так и по модальностям".

"Эти противоречия нам придется утрясать уже непосредственно в процессе переговоров. В любом случае важно, чтобы переговорный процесс проходил в открытом, транспарентном и инклюзивном ключе, а его результатом стало бы одобрение такой формулы расширения СБ, которая обеспечивала бы повышение его эффективности и решала задачу расширения представленности в нем, в первую очередь, развивающихся стран", - отметил Чуркин.

Он особо подчеркнул, что "Совет должен оставаться компактным, иначе будет сложно обеспечивать его работоспособность". По словам российского постпреда, межправительственные переговоры "имеют шансы увенчаться успехом только в том случае, если основные группы государств-членов сфокусируют свои усилия на поиске и обсуждении компромиссных идей и развязок".

В этом контексте Россия, как отметил Чуркин, считает необходимым "повнимательнее присмотреться к так называемой промежуточной модели".

Речь идет о предложении, с которым активно выступает Германия, о возможности избирать непостоянных членов на несколько сроков подряд без ограничения при сохранении нынешней постоянной "пятерки" с правом вето. Сейчас непостоянный член Совбеза, завершающий двухгодичный срок, не имеет право быть немедленно переизбранным. Такая схема позволила бы на определенный период де-факто создать институт "полупостоянных" членов, когда ведущие региональные державы имели бы возможность фактически постоянно участвовать в работе Совбеза.

Практика показывает, что державы, пользующиеся уважением в своих регионах (а выдвижение в кандидаты в СБ происходит по региональным группам) избираются в Совет с заметной частотой. Так, например, Япония 1 января 2009 года вновь начала работу в Совбезе всего через два года после завершения предыдущего срока 31 декабря 2006 года.

"Промежуточная модель" предполагает возможность дальнейшего развития идеи реформирования Совбеза, в том числе и в плане количественного его расширения.

Япония и Германия, а также другие крупнейшие мировые и региональные державы, такие как Бразилия, Индия, ЮАР, добиваются права входить в Совбез на постоянной основе.

Существуют и другие идеи реформирования Совбеза, в том числе исключающие возможность обладния права вето или, наоборот, наделения им большего, чем сейчас, количества государств.

Как отметил Чуркин, "некоторые предлагаемые модели расширения Совета выглядят чрезмерными".

Он также заявил о несогласии России с идеей установления жестких сроков завершения переговоров по реформе Совбеза.

"Россия всегда высказывалась за адаптацию Совета к современным реалиям. Однако итоговая формула не должна привести к расколу ООН. Поэтому мы не считаем целесообразным форсировать процесс переговоров. Мы выступаем против жестких фиксированных сроков в отношении продолжительности переговорного процесса", - указал российский постпред.

По его словам, переговоры должны занять столько времени, "сколько потребуется для выработки решения, учитывающего интересы максимально большого количества государств-членов, значительно большего, чем необходимые по Уставу ООН две трети голосов".

Совет безопасности уже переживал количественное расширение: в 1965 году на основании поправки к статье 23 Устава ООН число его членов было увеличено с 11 до нынешних 15.

Согласно Уставу, Совбез несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Также в его функции входит расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям; выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения; вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер; призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии; предпринимать военные действия против агрессора; выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда; осуществлять функции ООН по опеке; рекомендовать Генассамблее кандидатуру на пост генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного суда.

Для принятия решений по существу вопросов требуется девять голосов при отстутствии возражений кого-либо из постоянной "пятерки", обладающим правом вето.

В соответствии с Уставом все члены ООН обязаны подчиняться решениям Совета безопасности и выполнять их - в отличие от решений других органов ООН, которые носят рекомендательный характер.


В избранное