Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2009-02-21 11:30


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2009-02-21 11:30

В мире красок Исмаила Мамедова
2009-02-21 11:15

Марк Верховский, писатель, Лауреат III Всероссийского конкурса «Золотое перо» (Нью-Йорк) специально для Trend Life

«В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь…»
Насими

- Исмаил, немедленно покажи этот лист, который ты прячешь, - строго приказала учительница математики. Как и каждый педагог, она обожала производить расследование среди учеников, которые несколько отвлекали от однообразной преподавательской программы. Ну, нельзя же из класса в класс нести одно и тоже разложение уравнения. Мальчик, судорожно сжимая листок, медленно и нехотя, как бы в раздумье, приближался к педагогу.
На лице его было явно написано раздражение и неприязнь к намечаемому судилищу. Класс в ужасе замер с раскрытыми ртами, в предвкушении разоблачительного скандала. И только математичка с внимательным удовольствием наблюдала за метаморфозой изменения лица ученика. Красный от раскаленной ненависти, Исмаил положил листок на стол педагога. Та с женским нетерпением схватила его. Удивление преобразило её некрасивое одутловатое лицо. Она быстро перевела глаза в глубину класса: во втором ряду, за третьей партой педагог нашла ту, чьё изображение, так непосредственно, изобразил этот долговязый, покрасневший до пят, мальчишка. Она задумчиво посмотрела на парня, но уже, как бы другими, помолодевшими глазами.
Немолодая уже женщина, с солидным педагогическим стажем, неожиданно вспомнила, что, увы, её ещё никто в жизни не рисовал с такой лихостью, и что скрывать, с такой любовью, которой был проникнут эскиз задорной ученицы. Ей стало несколько обидно и даже завистно. Взглянув на мальчика, она сразу же уловила в его взгляде исподлобья, неприязнь и непримиримую гордость.
Класс наслаждался ситуацией, понимая, что наступила кульминация и пора уже разразиться довольно-таки затянувшейся паузе. Но молнии не сверкнули и гром не грянул. Математичка, так и не сказав ни слова, осторожно, как обычно берут произведение искусства, протянула назад Исмаилу листок в клетку, вырванный из тетради по домашним заданиям по математике.
- Садитесь, Мамедов, Вы правильно решили уравнение! - уважительно и внимательно посмотрев в глаза ученика, наконец, произнесла математик, никогда ранее не замечавшая за собой такого либерализма.
Немало ещё такого рода ситуаций будет возникать в юношеской биографии будущего заслуженного художника Азербайджана Исмаила Мамедова. Одно неизменно: лист бумаги и карандаш, как принадлежность к физиологии данного индивидуума, будут сопровождать его уже всю жизнь. И если все люди для прожиточного минимума используют известную формулу кислорода, то для Исмаила эта формула уже будет состоять ещё из трудолюбия графита и терпения бумаги.
Уже будучи студентом Азербайджанского Государственного художественного училища им. Азима Азимзаде, Исмаил раскрывается в иллюстрациях книг классиков и современных авторов. Руки художника оживили пейзажи и персонажи более чем сорока книг. «Созидать ради жизни», - вот пожалуй девиз истинного художника.
В городе бушевали страсти толпы, когда Мастер, погруженный в творчество монументальной живописи, создавал на стене фойе кинотеатра «Азербайджан» фрагмент фрески распятого поэта Насими из одноименного фильма. Художник сопереживает мученическую казнь поэта, нашедшего свою смерть за свои убеждения в чужой Сирии. Разъяренная толпа, распалив себя домыслами о назначении скульптуры на площади Фонтанов, "Девятым валом" неумолимо приближалась к кинотеатру. «Законом толпы» является любой экстремистски брошенный лозунг. «"Здесь рисуют Ису!», - истерически завопил один из идеологических "лидеров" толпы. "Вал" зловеще вкатился в фойе, обещая расправу, подобную устроенной Насими.
Вот что вспоминает сам художник, участник этих событий Исмаил Мамедов:
"В этот момент рабочий кинотеатра вышел вперед и сказал: «Это Насими, с него кожу живьем сдирают. Он принес себя в жертву ради вас, а вы…». Наступило замешательство. Через минуту кто-то из толпы, уже обращаясь ко мне, заявил: «Мы бастуем, а этот сидит. Почему он не с нами?». Тут уже я не выдержал и ответил: «Если я буду бастовать вместе с вами, то этот момент истории, который я пытаюсь сейчас сохранить, уйдет». Одним словом, ничего не добившись, они ушли".
К сожалению, будучи с визитом в Баку, я уже не застал в «живых», созданные Мастером три уникальные росписи: в старинной бане, фотоателье «Ретро» на площади Фонтанов и в кинотеатре «Азербайджан».
Чтобы разрушить культуру Римской Империи понадобилось нашествие многочисленных племен готтов, гуннов, варваров и пр. Чтобы уничтожить росписи Исмаила Мамедова понадобилась, очевидно, всего одна роспись какого-то "уважаемого" бюрократа. Как тут не вспомнить Мехико с её великолепными монументальными росписями Диего Ривьеры, Давида Сикейроса, Ороско, являющиеся достоянием мировой культуры, бережно хранимые государством. Вы скажете: «Исмаил Мамедов не Диего Ривьера» - но и Диего не сразу стал «Ривьерой». Именно сейчас необходимо остановить негативный журналистский прием, предусматривающий описание творческих биографий, с обязательным переходом в привычный трагизм
Хроника творчества Исмаила Мамедова включает и такой грандиозный пласт деятельности как художника - постановщика театральных декораций. Это и Аздрама, и Театр музкомедии, и Русский драмтеатр.
Однако уже здесь его оригинальная деятельность, даже после снятия спектакля с репертуара, продолжает жить в последующих постановках.
Жизнь художника, как и жизнь любого человека, насыщена как положительными, так и отрицательными событиями. И можно с уверенностью констатировать, что тема творчества Исмаила Мамедова имеет больше положительных аспектов, нежели отрицательных. Ведь счет персональных и групповых республиканских и международных выставок Исмаила Мамедова перевалил на десяток, а число стран, их экспонирующих, дошло до 20-ти.
По крайней мере, можно уверенно утверждать, что двухлетнее сотрудничество в области создания марок принесло художнику возможность войти с ними в мировой каталог марок.
Можно только догадываться, какой заряд энергии приносит каждая экспозиция его произведений. А если к этому присовокупить непередаваемый харизм и фантастическую работоспособность художника, помноженную на доброжелательно-привлекательную улыбку, то прорисовывается портрет человека, влюбленного в свое творчество. Встречаясь с ним, я обратил внимание, что Исмаил принадлежит к редкому типу трудоголика, который, очевидно, не может существовать без какого-либо деяния. Если он на ногах, то он (между прочим) фотографирует, если он сидит, то он делает наброски (на любом предмете, напоминающем бумагу, кстати, автор сам стал "жертвой" подобного эскиза), и даже, если вы его застали за трапезой, то его призывающая к разговору улыбка, скрывает, что он ест, и как он умудряется все проделывать вместе.
Все это он осуществляет с какой-то детской непосредственностью, и потому вокруг него создается аура чистосердечия, правдивости и доброты. Мне даже подумалось (О мой писательский романтизм!), что у него не должно быть недоброжелателей и, что более неправдоподобно - конкурентов и завистников. Как хотелось бы, чтобы это было так!
Однако, реальность бытия, разумеется, вступает в конфликт с этим предположением.
Отъезд художника, с полстраничным перечислением всех его званий, титулов и дифирамбов его творчеству, из Баку в Нью-Йорк несколько настораживает. Конечно, это и подготовка к персональной выставке, разумеется, новаторские поиски современных течений, обновление тем творчества, предложения на продажу в городе миллионеров и многие другие причины, спрятавшиеся под дном айсберга"- мыслящего талантливого индивидуума. Если бы данные обстоятельства касались бы только Исмаила Мамедова, то нам оставалось бы уповать на Господа Бога, дабы он даровал удачу художнику.
Настораживает другое - в Нью-Йорке, да и не только здесь, а и в Германии, Великобритании, Турции, Австрии и др. цивилизованных центрах, уже давно наблюдается нарастающий вал прибытия творческой азербайджанской интеллигенции, мягко говоря, покинувших места своего рождения. Да, сиё приносит имидж Азербайджану, как страны экспортирующей не только нефть и газ, но и художественные ценности в лице творческой интеллигенции. Беда в том, что взамен страна ничего не получает, кроме того, что в ней продолжают концентрироваться оставшиеся негативы, которые, к сожалению, не хотят покидать насиженные места в своей республике.
Демократический Азербайджан не может запретить выезд своих граждан за поисками лучшей жизни за рубежом, но, как мне кажется, у страны не может быть предела по созданию либеральных и материальных условий для творчества местной интеллигенции в родных стенах своих мастерских, сценах и издательствах.

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend Life.

Карине Казинян назначена заместителем министра иностранных дел Армении
2009-02-21 11:22

Президент Армении Серж Саргсян подписал указы об освобождении Карине Казинян от обязанностей посла в Германии и назначении ее заместителем министра иностранных дел Армении, сообщили сегодня Медиамакс в пресс-службе главы государства.


В избранное