Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Международное Информационное агентство "Тренд" 2008-11-15 11:21


Международное Информационное агентство "Тренд"
Рассылка новостей
2008-11-15 11:21

Зона. Отдыха? По-азербайджански…
2008-11-15 10:21

Азербайджан, Баку, 15 ноября/ корр. Trend Life Нигяр Мусаева/

Не нужен нам берег турецкий, поддержим отечественного производителя! Поедем отдыхать на азербайджанские курорты. Тем паче, что у нас в стране есть и море, и горы, и лес… Тропиков и обезьян, правда, нет, но разве они вам нужны? Еще лихорадку какую прихватите. Зато никаких тебе виз, самолетов, дороговизны… В общем, средний класс Азербайджана делает ставку именно на отечественные зоны отдыха. Здесь они проводят летний отпуск, сюда приезжают на новогодние каникулы, да и просто на уик-энд.

Однако, приехав, нередко сталкиваются с вечной двойственностью загадочной азербайджанской натуры – вроде все нормально, а все ж не хватает нескольких последних штрихов для того, чтобы превратить карандашный набросок в готовую идиллическую картину «Отдых на родине».

Мы решили вместе с вами виртуально прогуляться по некоторым наиболее популярным зонам отдыха нашей республики и посмотреть что там и как. А нашими гидами станут люди, недавно здесь побывавшие.

Пиво и евро – только за воротами

Начнем мы свое путешествие с относительной близи. Поселок Набрань – это уже хрестоматийное место отдыха бакинцев… Нынче про лето в Набрани говорят также, как некогда о Сочи – как о чем-то само собой разумеющемся и при этом являющемся правилом хорошего тона. Благо, инфраструктура здесь развита очень неплохо – есть, где пожить, что поесть и как развлечься. Прошлым летом инженер-нефтяник Шамиль Рустамов побывал в одной из самых популярных набраньских зон отдыха – «Малибу» - и вернулся оттуда в смешанных чувствах.

«Малибу» встречает своих гостей манящей прохладой бассейнов, тенью многочисленных аллей и вежливостью административного состава. Цены за номера не то чтобы кусаются, а так, слегка «пробуют на зуб» - от 40 манатов до 150 на одного человека. За это вам гарантированы горячая вода, телевизор со спутниковой антенной, два бассейна, футбольное поле и прочие радости летней жизни.

Но не футболом единым жив человек. И помимо крыши над головой, отдыхающим нужна еще и еда. А тут платить за нее приходится втридорога. Шамиль, большой поклонник пива, больше всего страдал от того, что бутылка этого «живительного напитка» местного, кстати, производства, в баре стоила аж 4 маната. Тогда как, если не полениться и выйти метров на 30 за ворота, то же самое пиво можно было купить всего за один манат. Также безбожно были завышены цены и на все остальные напитки, продукты питания и сигареты. Видимо, хозяева этого туристического рая сделали ставку на банальной лени – ну правда, неохота же топать по жаре всякий раз, когда захочется поесть, попить или покурить… К тому же, понты – у азербайджанцев как-то не принято экономить на развлечениях.

Кстати, о развлечениях. Как выяснилось при ближайшем рассмотрении, не все они входят в первоначальную оплату. За игру на бильярде, например, нужно платить отдельно, при том, что шары не соответствуют никаким стандартам.

Ну и, вечный бич азербайджанских ресторанов – неповоротливые официанты. По словам Шамиля, простой чайник чая порой приходилось ждать 20-30 минут. Хотя вокруг постоянно сновало очень много официантов, но ни один из них, хоть убей, не подойдет не к «своему» столу, можете сколько угодно кричать, махать руками, изображать муки голодной смерти на лице.

Ну, и последним нонсенсом, неприятно удивившим Шамиля, было то, что в здешнем пункте обмена валют почему-то не принимали евро. А в свете того, что он приехал сюда с коллегами из Европы, это обстоятельств несколько усложнило им жизнь.

«В целом, у меня остались довольно приятные впечатления от этого отдыха», - вспоминает он, - чисто, ухожено, комфортабельно… Но все же я ожидал много лучшего. Ведь все эти неучтенные и недоработанные мелочи раздражают и мешают расслабиться».

Зверюшки – живые и не очень…

А вот директор Trend Life Джамиля Оджагова настроена куда более пессимистично. «Туристический бизнес в Азербайджане? Нет, однозначно. Качественный туризм складывается на основе современной инфраструктуры и сервиса. Если с инфраструктурой ситуация лучше, то сервиса нет. Люди, задействованные в сервисе, абсолютно не профессионалы. На лицах застыл отпечаток желания отнять у тебя деньги... », - сокрушается она.

К такому печальному выводу она пришла после уик-энда, проведенного в зоне отдыха «Джаннет багы», что в Алты Агадж. «И если бы не веселая компания, все было бы грустно…». Действительно, с приятными людьми – хоть на болотах осоку собирать, и то в кайф… Но не будем уклоняться от темы. В «Райском саду» (а ведь именно так переводится название «Джанет багы») вас ждут хорошие коттеджи, прекрасная природа, чистый воздух. Но за те деньги, которые приходится платить, этого как-то маловато… Один день проживания стоит аж 180 манатов. Хотя на дворе ноябрь месяц – пора отнюдь не туристическая, никакими скидками тут и не пахнет. Как результат – отдыхающих раз-два и обчелся…

Позавтракать вы тут можете только, если успеете до 10:00. Ну и что, что хотите выспаться, можете завтрак проспать. Хотя во всем цивилизованном мире время завтрак в отелях – до 11-ти.

Если все же, заспанные, спуститесь в ресторан, неприветливые официанты подадут вам инкубаторские яйца и прочую снедь в весьма небольших количествах, а со всех стен, углов и чуть ли с потолка на вас будут смотреть чучела зверей. Конечно, в Алты Агадж неплохие охотничьи угодья, но, думается, декораторы все же переборщили. Людям во время приема пищи не очень приятно смотреть на мертвых животных с остекленевшим взглядом… Этот момент также доставил Джамиле Оджаговой немало неприятных минут.

Также она не могла понять, почему без конца закрывались внутренние ворота уже на самой территории зоны. И в самом деле получается Зона… «Вот мы, например, остановились в апартаментах, что в здании в сторонке на возвышенности, и каждый раз, когда надо было попасть к себе или вернуться вниз, допустим в ресторан, мы садились в машину, чтобы проехать, так как ворота все время закрывались. Приходилось выходить из машины, отворять их самим, снова садиться в машину», - рассказывает наш «гид». А на жалобы по этому поводу обслуживающий персонал отвечал: вы же воздухом приехали дышать, зачем вам машина, идите пешком… Ну да, пешком в 12 ночи при температуре -3, в темноте, по каменистой тропе… Очень романтично.

Синий цыпленок удачи

Заместитель председателя правления"PASHA Bank" Анар Мамедов со своими друзьями и были той самой компанией, которая скрасила семье нашего директора пребывание в «Джяннят багы». Он также остался недоволен уровнем обслуживания, причем недовольство это началось уже с дороги: «Удручающее впечатление на меня оказала дорога, вернее – оставшиеся несколько километров до Алты Агаджа. Конечно, я знал, что дорожное покрытие оставляет желать лучшего, но чтоб до такой степени... Короче говоря, начал понимать смысл русской поговорки «В России нет дорог, а есть направления». Полное отсутствие дороги и постоянное опасение за днище машины явилось первым (но не основным) фактором огорчения. Настоящие разочарования были впереди.

По приезде выяснилось, что кроме нас и еще одной пары никого нет на всей обширной территории зоны отдыха. В наличии имелось, таким образом, полно апартаментов, комнат, коттеджей и пр., но их явно завышенную цену администратор, больше похожий на засаленного портового грузчика, упорно сбивать не хотел, даже с учетом свободных помещений. В вину коллеге пресловутый администратор поставил то, что тот, дожидаясь нашего приезда (30 мин. по причине плутания из-за отсутствия дорожного указателя) пустил в номер собаку и воспользовался туалетом. Какой ужас, правда? За это, чувствуя, что мы, мягко говоря, недовольны качеством сервиса и можем соскочить, он попытался слупить с коллеги плату за сутки (!). Приведу прейскурант цен. Красивые достойные апартаменты из 2-х комнат стоили 180 ман/сутки, похуже, в другом корпусе – почему-то 220. Коттедж стоил 80. В конце концов, администратор все же дал символическую скидку. Скидка составила 20-30 манатов, т.е. 150 и 60, соответственно. Коллега не торговался, и поэтому честно заплатил 220 манатов. Апартаменты хорошие, бесспорно, а вот в коттедже, где оставался я, обстановка была убогая, как в районских мотелях. Правда, чистенько, в санузле свежий ремонт, и даже два неплохих белых махровых халата в шифоньере. Наверно, в качестве компенсации.

Теперь по поводу сервиса. Сервис оставлял желать лучшего. Начиная с отношения администратора, который (вынужден повториться), несмотря на незаполненность «жилого фонда», был надменен и упорно набивал себе цену. Завтрак, включенный в стоимость проживания, был очень скудным: бледный чай, мед на дне плошки, белый сыр, яйца, причем не деревенские, как ожидалось, а банально бройлерные. Плюс ко всему, официанты постоянно крутились вокруг, видимо, по причине того, что мы спустились на завтрак к 9.30 (объявленное время завтрака – с 8.30 до 10.00) и сидели после окончания официального окончания завтрака. Под конец, как бы мы ни пытались от этого абстрагироваться, это начало донимать. Обед также был скуден. Так, «чолпа» (то бишь ципленок) представляла собой кости, покрытые кожей с жалким подобием мяса. Вообще, все порции были невелики. Сок «Грамини» (!) представлял собой разведенный порошок-концентрат, пить который было просто невозможно.

Резюмируя, скажу, что в целом отдых произвел на нас двойственное впечатление. С одной стороны, уровень обслуживания, элементарное отношение и т.п. убили те ожидания, с которыми мы отправлялись в поездку. С другой же стороны, основываясь принципом Карнеги, мы старались концентрироваться на приятных моментах, одним из которых был потрясающий чистый воздух, тишина и отсутствие стрессов, что, согласитесь, немаловажно для современного обитателя асфальтовых джунглей».

Конец света

Казалось бы, «айтишнику» одной из крупнейших компаний Джамилю Гасымову и его коллекам поездку в Лерик организовала фирма, и все должно было бы быть безупречно. Но нет… Все эти пару дней, практически не переставая, шел дождь. В этом администрация, конечно же, не виновата… А вот в том, что в номерах то и дело выключали свет, обрекая гостей не только на темноту, но и еще на холод… Причем, рубильник был на улице, за дверью коттеджа. Молодые люди включали его, пытаясь отвоевать свое законное право на свет и тепло, но через некоторое время кто-то из обслуживающего персонала опять опускал рубильник… Так и представляем какого-нибудь официанта, петляющего под зонтиком между коттеджами и вырубающего свет… И смех, и грех.

Кстати, официанты и тут не отличались любезностью. Блюда национальной кухни они подавали с каменными лицами и мировой скорбью в глазах. «Надеюсь, в чай не плевались», - смеется Джамиль.

Кстати, как и в Алты Агадже, тут тоже было множество животных, но не в виде чучел, а в виде пленников клеток. Медведи, волк, джейраны… Страшно подумать, что им приходится терпеть в разгар сезона от подвыпивших посетителей. И что придется этим самым посетителям вытерпеть от них, если хищники вдруг вырвутся на свободу… Кстати, содержание диких животных таким вот образом в отелях, ресторанах и т. д. запрещено законом. Но, конечно же, на закон всем плевать…

Что касается самих коттеджей, тот тут придраться было не к чему. Идеальная чистота, телевизор, холодильник (которые, впрочем, без света все равно бесполезны), полотенца, одноразовые зубные щетки, мыло, шампунь… Даже халаты и тапочки (белые, такой вот черный юмор). Правда, на всех коттеджей почему-то не хватило, хотя администрацию и предупреждали, что приедет человек 70-80. Так что пришлось нашим курортникам битый час простоять под дождем с сумками, пока все вокруг бегали с рацией и придумывали, как бы разместить гостей. Пришлось ставить раскладушки, а некоторые и вовсе спали на полу…

Город подстерегает за каждым углом

Управляющий АОЗТ «Бакинская Межбанковская Валютная Биржа» Фархад Амирбеков относится к числу опытных и разборчивых путешественников. Но, несмотря на это, он весьма мягко относится к многострадальному туристическому бизнесу Азербайджана:

«Путешествовать я очень люблю. Отношусь к той категории людей, что коллекционируют не материальное, а впечатления. От людей, от местности, от еды. Замечаю интересное для себя, стараюсь понять, как этот мир влияет на меня. И я на него, наверное.

Я, моя супруга, и наш сын очень любим путешествовать. Мы любим дорогу. Мы замечаем, как меняется воздух, когда покидаешь пределы Баку. Как меняется пейзаж за окном. Мы предвкушаем удовольствие от того, что впереди нас ждут новые встречи, новые люди, новые впечатления.

А что требуется уставшему с дороги путнику? Гостеприимный дом (читай гостиница), хорошая еда и чистая постель. И душ. Ну, и чтобы тишина не нарушалась.

Понимают ли это наши провинциальные гостиницы? Кажется, не все. Из вышеперечисленного скромного списка всегда отсутствует что-то важное. Почти все владельцы стараются воссоздать частичку столицы на территории своих гостиниц. Тут тебе и дорожки, выложенные плиткой, от которой в летнюю жару голова кругом идет, и дискотека с могучими звуковыми колонками и т.п. Я могу назвать только одну, скорее даже не гостиницу, а зону отдыха, в которой нам всегда было хорошо. Даже когда отключали свет.

Владельцы «Сахиля», что находится на Яламинском взморье, сделали очень простую вещь. Они не тронули на территории своей зоны ничего. И взяли на работу хороших ребят.

Я хочу с большим удовольствием поблагодарить и приветствовать их: Эмина Ахундова, Рену Кильбиханову, Физули Исмайлова, Эльчина Дадашева и всех, кто там трудился.

Правда, вот незадача. Сгорела та гостиница. Слишком уж экономили акционеры на поддержание коммуникаций в рабочем состоянии. Говорят, всё в пепел обратилось. Жаль.

Мне не хотелось бы сейчас говорить о конкретных гостиницах, критиковать их за уйму недостатков, что мучают нас, клиентов. Мне кажется, что основная проблема

владельцев наших провинциальных гостиниц и зон отдыха в их невежестве. Наверное, им стоит больше денег вкладывать в обучение самих себя и своего персонала,

в создание грамотных проектов, в надежную и экономичную инженерию. Не заслонять своими постройками природу, а как бы гармонично вписываться в нее.

Мне кажется, нам не хватает конкуренции. Почему бы не привлечь в нашу страну знающих людей из Европы?».

Да хоть корысти ради!

Ну что ж, подведем итоги… Хотя сначала спросим мнения государственных мужей, ответственных за эту сферу.

Начальник отдела туризма Министерства культуры и туризма Айдын Исмиев, стыдливо пряча глаза (шутим, конечно… просто очень уж хотелось бы, чтоб чиновники хоть изредка смущались) говорит: «К сожалению, сервис, предоставляемый в регионах Азербайджана, пока не на высоком уровне, Но мы будем делать все возможное для того, чтобы улучшить ситуацию».

Ну, спасибо хотя бы за честность… А вот «все возможное, чтобы улучшить» - это настолько абстрактное понятие… У нас делается все возможное для того, чтобы пробок на дорогах не было, чтобы бедных меньше стало, чтобы вода в кране чище была, но почему-то пока ни то, ни другое, ни третье не получается. Тот же Айдын Исмиев просветил нас еще и о том, что большую часть отдыхающих в регионах страны составляют сами азербайджанцы. Иностранные туристы предпочитают приезжать в столицу…

А может все же действительно не стоит на зеркало, то бишь на министерство пенять, коли рожа крива? Уровень сервиса в первую очередь зависит от уровня сознательности обслуживающего персонала и администрации. Хрестоматийное хамство советских времен почему-то никак не хочет выветриться из сферы обслуживания, словно застарелый табачный дух из комнаты. В нынешних пятизвездочных отелях отношение к клиенту зачастую почти такое же, как в заводской столовой конца 70-х.

Никто не может заставить администрацию зон отдыха искренне любить или уважать своих гостей. В принципе, они и не должны испытывать этих чувств… Но, Матка Боска, исходя чисто из соображений собственной выгоды можно же сделать так, чтобы отдыхающие почаще к вам приезжали? Исправляя какие-то недочеты на своем объекте, вы никому не делаете одолжения, а лишь косвенно повышаете собственное благосостояние.

В конце концов, мы, азербайджанцы, славимся своим «бизнес-талантом», разве не так? Почему же лень, жадность, грубость и бескультурье так часто мешает нам нормально построить этот самый бизнес.

Да и вообще, человек, заплативший свои кровные, имеет право рассчитывать на подобающее отношение. Кстати, сами отдыхающие порою тоже не блещут знаниями правил поведения, но, сдается нам, что и это – оборотная сторона все той же монеты. Администрация и отдыхающие не воспитывают друг друга, а дрессируют. И ничего хорошего из этого, разумеется, не выходит…

Когда эта ситуация выправится – неизвестно. Боюсь, что не скоро. Культурный уровень нации, проявляющийся не только на уровне джаза и мугама, но и на уровне подачи чашки чая в кафе – штука, растущая очень медленно и не сразу дающая свои плоды. Но, надеюсь, нам с вами еще удасться сорвать яблоко с этого «древа познания правил хорошего сервиса».

Связаться с автором статьи можно по адресу: life@trend.az .

А.Лукашенко: отказ МВФ в выдаче Беларуси кредита будет решением, обусловленным политикой
2008-11-15 10:42

Отказ Международного валютного фонда в выдаче Беларуси кредита будет решением, обусловленным политикой, а не экономическими причинами. Такое мнение высказал Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью американской газете "The Wall Street Journal", сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Международный валютный фонд признал прогресс Беларуси по всем направлениям. "Переговоры заканчиваются, наш прогресс они признали по всем направлениям. Да, они нам делают некоторые замечания, порой справедливые, и мы на них немедленно реагируем", - заявил белорусский лидер. Он также добавил, что Беларусь как член МВФ регулярно платит взносы и присутствует на заседаниях фонда.

По словам Президента, одним из замечаний МВФ к Беларуси явилось повышение в ноябре в условиях кризиса заработной платы. "Но у нас люди не такие богатые, даже если мы и повысили эту заработную плату, так это не намного. Они правы, что в условиях кризиса заработную плату не повышают. Однако мы это решение приняли еще до разразившегося финансового кризиса в Европе и Америке. Поэтому его сейчас отменять неправильно", - сказал глава государства.

Недоволен МВФ и слишком низким уровнем оплаты населением коммунальных услуг. Александр Лукашенко признает справедливость этих замечаний. Однако, по его словам, "наше население не так богато, чтобы полностью оплачивать коммунальные услуги". "Хоть мы постепенно и повышаем эту плату. Потихоньку и мы, как и вы, придем со временем к тому, что наше население будет на 100% рассчитываться за коммунальные услуги. Ну, а пока это не так, и замечания эти мы принимаем", - отметил белорусский лидер.

Что же касается кредитов МВФ, то, по мнению Президента, Беларусь "обходилась без них и раньше, в труднейшие для республики времена".

"Сейчас не дадут - так мы будем из этого исходить в сотрудничестве с МВФ, - сказал Александр Лукашенко. - Я как Президент, глава государства, предупредил и правительство, и председателя Национального банка, если в этой ситуации, при нашей ситуации (а она не такая, как в других государствах, которым они выдают кредиты) они нам не помогут, то зачем нам это сотрудничество? Мы являемся членом МВФ, взносы платим, регулярно присутствуем на заседаниях Международного валютного фонда. Так зачем это, если к нам будет такое отношение?".

У субъектов хозяйствования Беларуси и РФ должны быть одинаковые условия по цене на энергосырье - А.Лукашенко
2008-11-15 10:52

В условиях значительного падения цен на углеводородное сырье решение России об увеличении для Беларуси стоимости природного газа не будет правильным. Такое мнение высказал глава государства Александр Лукашенко в интервью газете "The Wall Street Journal", сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

"Сегодня цены на углеводородное сырье значительно упали. Я не думаю, что будет правильным, если Россия поднимет в этой ситуации цены на природный газ. Вы знаете, что цена, которая заложена в нашем бюджете, - это $140", - сказал Президент.

По его мнению, вопрос цены газа - это, прежде всего, вопрос присутствия белорусских товаров на российском рынке. "Если у Беларуси будет в 2-3 раза цена на газ выше, чем у российских потребителей, то как мы сможем конкурировать с ними на российском рынке? И что это тогда за единое Союзное государство, если есть такая разница? Правильно поставлен вопрос? Правильно. Тем более, что мы когда-то договорились, что у субъектов хозяйствования и в России, и в Беларуси должны быть одинаковые условия, в том числе и по цене на энергосырье. Поэтому если мы хотим двигаться в Союзе, то здесь должны быть равные условия. Пусть по 200, по 300 долларов газ, но это должны быть одинаковые условия как в России, так и в Беларуси", - убежден Президент.

Отвечая на вопрос о высказанных недавно в России предложениях по изменению Конституции РФ, Александр Лукашенко отметил, что "оценивает это спокойно".

"Хотят они изменить Конституцию, продлить президентский срок до 6 лет, а срок полномочий законодательного органа до 5 - ради Бога, это их дело. Думаю, для нас это не принципиальный вопрос. У нас с Россией нет каких-то непонятных вопросов в отношениях - абсолютно все понятно, хотя мы не обо всем можем договориться сразу, случаются и какие-то там противоречия. Но мы абсолютно понимаем друг друга", - добавил глава государства.


В избранное