Франция
истощает запасы государственных инвестиционных фондов и будет вынуждена в 2009
году занять 154 миллиарда евро, чтобы обеспечить обещанные гарантии
национальным предприятиям в условиях финансового кризиса, передает РИА Новости со ссылкой на французские СМИ.
Президент
Франции Николя Саркози в конце сентября пообещал гарантировать безопасность
финансовой системы страны, несколькими днями позже правительство объявило о
мерах поддержки банковской системы.
Еще в
конце сентября Франция вместе с Бельгией и Люксембургом предоставили
переживающему кризис франко-бельгийскому банку Dexia поддержку в размере 6,4
миллиарда евро. В октябре правительство пообещало выделить до 40 миллиардов евро
на рекапитализацию банков и гарантировало оплату межбанковских займов в размере
до 320 миллиардов евро. Наконец, 20 ноября президент объявил о направлении 20
миллиардов евро в фонд инвестирования стратегически важных для страны
предприятий.
Власти
вкладывают огромные средства в рефинансирование экономики, и, по данным
опубликованных газетой Monde социологических исследований, их планам по выводу
страны из кризиса доверяют 51% французов. Однако такие колоссальные вложения
отнюдь не очевидны для государства, дефицит расходов которого только за
последний месяц, по данным издания Figaro, вырос на 2 миллиарда евро, а
бюджетный дефицит в следующем году составит 57,6 миллиарда евро.
Как
отмечает издание Tribune, в поиске источников этих сумм правительство прежде
всего будет вынуждено брать в долг. По оценкам американской
финансово-банковской группы Morgan Stanley, страны еврозоны в 2008 году
выпустят облигаций на 631 миллиард евро, а в 2009 эта сумма достигнет 765
миллиардов. При этом Франции для покрытия государственных расходов в 2009 году
потребуется занять 154 миллиарда евро.
"На
настоящий момент это обращение к рынку не составляет проблемы. Сегодня, чтобы
взять в долг, лучше быть государством, чем банком или предприятием. Но если
кризис будет продолжительным, рынки станут избирательными и в отношении
государственных заимствований", - считает старший экономист французской
страховой группы Аха Эрик Чейни.
И в
этой сфере, по оценкам специалистов, французское агентство по управлению
государственным долгом France Tresor преуспело. Руководство агентства провело
встречи с банками напрямую и заручилось большим числом займов на небольшие
суммы. Как отмечает Tribunе, прямой диалог с игроками рынка госдолга не
является новым, но в условиях финансового кризиса он важнее, чем когда бы то ни
было.
Кроме
того, французское правительство активно использует средства государственных
инвестиционных фондов. В частности, госбанк Caisse des Depots в конце сентября
вложил 2 миллиарда евро в спасение банка Dexia, позже предоставил 16 миллиардов
евро французским банкам для выдачи кредитов предприятиям малого и среднего
бизнеса, а в начале ноября объявил о предоставлении средств органам местного
самоуправления и увеличил размер займа организации, финансирующей малые и
средние предприятия. Кроме того, это финансовое учреждение выдало 10 миллиардов
евро Обществу финансирования экономики (SFEF), созданному в рамках мер борьбы с
кризисом.
Исчерпывая
средства госбанка, правительство также надеется на доходы крупных предприятий,
акционером которых оно является. Как отмечает Tribune, государство рассчитывает
на промежуточные дивиденды компаний EDF, Gaz de France-Suez и France Telecom,
которые могут составить около двух миллиардов евро.
Продажа
недвижимости, за счет которой, по данным издания, правительство планировало
выручить в этом году 600 миллионов евро, не оправдала ожиданий. Рынок
недвижимости в этом году не показал тенденции роста, и в результате
окончательные цены реализации имущества незначительно превышают баллансовую
стоимость. Кроме того, потенциальные покупатели госсобственности в условиях
кризиса сами могут столкнуться с проблемами финансирования.
Рынок ценных бумаг, в еще большей
степени пострадавший от кризиса, также не позволяет надеяться на большие
доходы. Если в 2007 году государство хорошо заработало на продаже части акций
компаний DCN, France Telecom и EDF, то с 1 сентября стоимость акций
предприятий, оставшихся в руках государства, сократилась на 20%. Как отмечает
Tribune, в этом году правительство рассчитывало заработать на продаже активов 5
миллиардов евро, однако, по данным издания, эта статья дохода принесет лишь 800
миллионов.
Азербайджан, Баку, 20 ноября /корр. Trend News Е.Остапенко, Э.Таривердиева/ Председательство Чехии в Евросоюзе в период глобального финансового кризиса может создать проблемы для Евросоюза, считают европейские наблюдатели, однако чешские эксперты уверены, что их страна справится с этой задачей.
Чешская республика, опыт членства которой в Евросоюзе насчитывает всего 4,5 года, должна перенять бразды правления в ЕС от Франции с 1 января.
Президентство Чехии в ЕС беспокоит страны-члены союза по нескольким причинам.
Эксперты считают, что отсутствие опыта у Чешской Республики - неблагоприятный фактор в условиях глобального финансового кризиса, который разразился в результате провала американской кредитной политики, основанной на выдаче займов группам риска.
Учитывая международную ситуацию, финансовый и экономический кризис, переход руководства в ЕС к Чехии - не лучшее, что может произойти в это время, считает специалист по институциональным реформам Евросоюза Антонио Миссироли (Antonio Missiroli), объясняя это тем, что Чехия никогда не председательствовала в ЕС.
Кроме того, поскольку Чехия не входит в зону евро, то методы борьбы с финансовым кризисом, по словам Миссироли, будут слабее, чем могли бы применяться странами еврозоны.
«Чехия даже не сможет участвовать в заседаниях этих стран по евро», - сказал Миссироли, автор многочисленных публикаций о политике Евросоюза.
Эксперты опасаются и последствий проблем, существующих в отношениях Чехии с Россией, связанных с возможной установкой части системы американской ПРО в Чехии. Кремль рассматривает эту инициативу как потенциальную угрозу, но и в самой Чехии пока существуют серьезные разногласия по этому вопросу.
«Плохие отношения с Россией не позволят ей сыграть значимую роль в урегулировании ситуации по отколовшимся от Грузии Абхазии и Южной Осетии, а также по другим вопросам, касающимся России», - полагает директор программ Европейского политического центра (Бельгия) Миссироли.
Конфликт начался в результате крупномасштабных военных действий в непризнанной республике Южная Осетия в ночь на 8 августа. В столицу Южной Осетии, город Цхинвали вошли грузинские войска. Позже российские войска заняли Цхинвали, и оттеснили грузинских военных на территорию Грузии.
Личные качества чешского президента также могут сыграть не в пользу Союза.
Исследователь Центра Европейских реформ (Лондон) Хьюго Брейди (Hygo Brady) отмечает индивидуализм президента Клауса, а также его неспособность принимать обычную роль в президентской демократии, когда он отказывается передавать в парламент вопросы, которые должны решаться премьер-министром и правительством.
Чешский президент – евроскептик, пытается затормозить ратификацию Лиссабонского договора, необходимого для реформирования структуры ЕС, хотя его ратификация входит в полномочия парламента, а не президента.
Брейди также указывает на недипломатичность Клауса. «В Чешской Республике дипломатический беспорядок», - сказал он Trend News по телефону.
Брейди считает действия чешского президента во время его недавнего визита в Ирландию недипломатичными и нецелесообразными.
Чешский президент во время своего визита в Ирландию на прошлой неделе высказался в поддержку оппозиции, выступающей против ратификации Лиссабонского договора, и заявил, что договор не будет способствовать укреплению свободы и демократии в Евросоюзе, чем вызвал негативную реакцию главы ирландского МИД. В ответ на слова министра о неуместности таких заявлений, Клаус назвал его лицемером.
Президент Клаус - известный евроскептик, относящийся к Евросоюзу с недоверием. В прошлом месяце, как пишет Sunday Times, он назвал президентство в ЕС "незначительным", и предупредил, что ЕС является большой опасностью, как бывший Советский Союз.
Евроскептицизм чешского президента Клауса может в любой момент подорвать усилия чешского правительства найти компромиссные пути в решении сложных вопросов, подтверждает Миссироли.
Несмотря на все проблемы, которые, по мнению европейских экспертов, связаны с чешским президентством, в Чехии настроены оптимистично.
Чешская Республика справится с председательством в ЕС, как и любая из 27 стран-участниц союза, полагает Йох, и видит в чешском президентстве лишь положительные стороны.
«Председательство в ЕС будет прекрасной возможностью для Чешской Республики заявить о себе в мире тем, кто нас пока хорошо не знает», - сказал Trend News по электронной почте Йох, автор политического блога на чешском информационном портале Idnes.cz.
Это также будет прекрасной возможностью подтолкнуть ЕС к большей свободе внутри ЕС, и общей энергетической политике в отношении стран и регионов, откуда мы импортируем энергию, то есть России, Северной Африки и Ближнего Востока, считает Йох.
На повестке дня Чехии в принятии председательства в ЕС, по словам заместителя премьер-министра Чехии А. Вондры в его выступлении в Институте по безопасности и политике развития в Стокгольме 12 ноября, стоят три основных приоритета: экономика, энергетика и Европа в мире.
Чешская Республика готовится к президентству, по крайней мере, в течение года, вместе с Францией и Швецией - т.е. странами, которые предшествуют нашему президентству и следуют за ним, сказал Йох.
Швеция позитивно относится к чешскому президентству. Предложение немецкого представителя в Европарламенте Инго Фридриха, чтобы Чехия поменялась местами со Швецией, которая должна перенять руководство ЕС от Праги во второй половине 2009 года, было отклонено обеими сторонами.
Связаться с автором статьи можно по адресу - trend@trend.az